дискуссия о рандоннерстве
Главная Комочков Ямангулов Безызвестных Надер Гаврилов Brevet
Обложка одного из 17 буклетов серии "La France a Velo" FFTC

 

ДИССКУССИЯ О РАНДОННЕРСТВЕ В РОССИИ

Рандоннерство - явления европейское (мировое). Но как шоссейные дороги меняются при пересечении нашей границы, так и рандоннерство в нашей стране приобретает другие свойства, что и отражено в дискуссии о развитии этого направления в России.

Валерий Комочков - председатель общества "Российские Рандоннеры" и велоклуба "Орион" , член российской велокомиссии и российской МКК

Немного истории.
Михаил Гаврилов прав в том, что велопробеги сами по себе существовали "всегда". И в своих "крайних" проявлениях были уделом одиночек.

Велопробеги.
Велотуризм любительский (как признанный вид туризма) существует официально в России с 1895 года после объединения Питерского и Московского велоклубов. На значке ТССР зафиксирована эмблема этого Русского Туристского Общества.
А вот спортивный велотуризм (в нынешнем его понимании) начал развиваться в рамках спортивного туризма СССР (горники, водники, спелео и т.д., всего ныне 8 видов) с конца 50-х-начала 60-х годов. Именно в Ленинграде была активнейшая организация велотуристов, группы которой мы неоднократно встречали и в Крыму, и на Кавказе, команды которой активно участвовали в Чемпионатах и Слётах СССР. Послендний раз Ленинградская команда посетила Чемпионат России по технике велотуризма в 1995 году.
Как член российской велокомиссии и российской МКК должен с огорчением констатировать, что на сегодня оставшиеся велотуристы Питера не проявляют активности для возрождения официального спортивного велотуризма. В Петербурге некому даже перерегистрировать полномочия МКК по вело на очередной период.
Что касается "наших" веломарафонов. Предложение Лепертеля 1993 года рассмотреть возможность участия в РВР-95 упало на почву именно велотуризма, т.к. советский велоспорт в эти игры не играл, да и наши (волгоградские) бывшие велоспортсмены проигнорировали наши "глупости". Поскольку наш клуб стоял у истоков возрождения и объединения российского постперестроечного спортивного велотуризма с 1992 года, элементы веломарафона вошли к 1996 году в Правила ВТМ (велотуристское многоборье) и даже можно было получить до 1-го спортивного разряда по спортивному туризму.
Но года через 2-3 веломарафон наряду с рядом других элементов (ориентирование, полоса препятствий и т.д.) были исключены из списка основных дистанций. Таким образом, официально веломарафон никакого отношения к спортивному велотуризму не имеет, кроме того, что в некоторых клубах этими марафонами занимаются велотуристы (также, как и преимущественно во всём мире). Однако, Председатель российской велокомиссии Александр Григорьев (Екатеринбург) не возражает против рассмотрения вопроса о адаптации веломарафонов в спортивный велотуризм, если соответствующее Положение не будет противоречить Основным Правилам ВТМ. Более того, Президент ТССР И.Е.Востоков приветствует любые нетрадиционные и экстремальные виды туризма, к коим склонен отнести и наш велотуристский марафон, но при этом стремится к некоей универсализации существующих видов, в которую не очень укладывается даже официальный спортивный велотуризм.
Включение же ежегодного российского веломарафона в Календарь российских велотуристских мероприятий я считаю признанием выхода нашего хобби из дворового любительства на уровень, если не самостоятельного движения, то, во всяком случае, прижившегося направления российского велотуризма (но никак не велоспорта).
Дальняя цель включения в российский Календарь (а он проходит через ГКФТ) получение финансирования общероссийского мероприятия. Ближняя и абсолютно реальная цель - включение этого мероприятия в областные, городские и пр. региональные Календари с целью оплаты участия в нём (проезд, командировочные). Для этого надо быть ближе к спорткомитетам, которые, начиная с прошлого года, имеют бюджеты на спортивный туризм и заинтересованы в его развитии (речь идёт о миллионах рублей на городском и сотнях тысяч рублей - на районных уровнях).
Конечно же, мы можем сказать, да, это вовсе не спорт, а просто некое "странное" хобби. Нам нравится эта игра по чужим Правилам. Но мы видим, что для многих эта игра уже стала своей, независимо от перспектив Париж-Бреста (хотя и для них не сможем отрицать важности этого фактора). Так почему бы и не "полить", как говорит А.Б. это растение. Если этот полив действительно мешает, объясните, пожалуйста, - чему?

В.Комочков
P.S. С.Минделевич обещал наконец-то опубликовать в "Вольном ветре" большую статью о веломарафоне в велотуризме (второй раз с 1995 года, т.к. он тоже не признаёт веломарафон за туризм ).

-------------------------------------

Здравствуйте, коллеги.

Андрей писал 25 января 2004 г.,

BA> Я не вижу никакой связи между веломарафонами и велотуризмом.

От велоспорта наши веломарафоны отстоят ещё дальше.
Третьего же пока не дано. (Не говорим о байковском триале)

BA> Спортивные походы настолько сильно отличаются от наших веломарафонов (бреветов), что подобные дискуссии напоминают разговоры слепого с глухим.

Англичане с их трехколесными и прочими велоувлечениями никуда не хотят укладываться

По разработанному стандарту видов и подвидов , а также терминологии в спортивном туризме, проведённому через Госкомспорт (видимо, этот документ будет опубликован к апрельскому заседанию ТССР) все разновидности туристских велоувлечений на ближайшее десятилетие будут укладываться в рамках двух видов ЕВСК: спортивные походы и туристское многоборье.
По многим факторам: длинная дистанция, жёсткий маршрут и график, тактические приёмы и т.п., - марафон близок к спортивным походам.
Собственно, я на эту тему в "Вольном ветре" № 56 2002 г. публиковал большую статью.

Совсем другое дело, что по факту, определённую часть веломарафонцев составляют велосипедисты, которых не интересует спортивный туризм, как таковой. Спортивный же туризм, представляемый в данном случае Российской велокомиссией Федерации спортивного туризма, интересуется всеми направлениями велотуризма. Ну а поскольку всегда находятся личности, для которых главный интерес представляет спортивное начало, то им и надо предоставить возможность получения соответствующих спортивных разрядов.

С уважением, В.Комочков mailto:vkvvk@mail.ru

----------------

Здравствуйте, уважаемые друзья веломарафонцы.

В Российской Велокомиссии и МКК проходит активная дискуссия по
уточнению Методики категорирования спортивных походов (СП).
Всё актуальней становится вопрос включения веломарафонов, ставших активной составляющей современного российского велотуризма, в разряд официальных дистанций спортивного велотуризма.
Был период (96-98 гг), когда наши веломарафонские дистанции были засчитаны элементом велотуристского многоборья (ВТМ) с зачётом спортивных разрядов до 1-го. Но потом число основных дистанций ВТМ было сокращено до 3-х стандартных: ралл, триал, фигурки.
В настоящее время Росвело МКК склонно отнести веломарафоны к разновидности сокращённых СП с элементами экстремальности. Президент ТССР Востоков И.Е. не возражает против принятии Росвелокомиссией аргументированного решения о признании веломарафонов в том или ином виде элементом спортивного велотуризма.
Мой предварительный анализ с учётом существующей Методики категорирования традиционных СП показывает, что формально марафон 300 км может соответствовать СП 1 категории сложности (к.с.), марафоны 400, 600 км могут соответствовать СП 2 к.с., марафоны 1000, 1200 км могут соответствовать СП 3 к.с.
Общий подход категорирования требует наличия в каждом из СП протяжённых препятствий (ПП) соответствующей возрастающей категории трудности. Для марафона, проводимого по дорогам с твёрдым покрытием, таким ПП может, по сути, являться только соответствующий километраж (например, 150-200 км, 200-250 км, 250-300 км) или временной участок (1 сутки, 2 суток и т.п.).
С другой стороны, СП - это всегда групповое испытание, с

Женская тандем-машина на ПБП

соответствующей тактикой. Марафон - индивидуален по определению.
Поэтому предварительное моё предложение (для пробы) оставить для марафонов 1-3 к.с., позволяющие марафонцам участвовать, при желании, в традиционных СП 4-6 к.с., естественно, при согласовании с соответствующей МКК.

Прошу высказать Ваше мнение по этому вопросу, особенно интересно выслушать Игоря Ямангулова, прекрасно владеющего данным материалом, т.е. принципами и Методикой категорирования СП.
С Методикой категорирования можно познакомиться на сайте Русского велоклуба http://rusveloclub.narod.ru

------------------------

А вопрос в том и состоит, чтобы найти эту форму возможного сближения. И уж в первую очередь, определить её целесообразность, против которой Президент ТССР, знакомый с движением с 1995 года, в принципе не возражает. Я уж не говорю о Григорьеве, который готов вспомнить середину 90-х и вновь налечь на марафоны. А привлечь к ТССР экстремальные и прочие, в т.ч. сокращённые, формы туризма - это идея Востокова последних 2-3-х лет. Отдельным же видом в ЕВСК провести марафоны в принципе невозможно, т.к. там последним стандартом забиты все мыслимые и немыслимые виды спорта.

С уважением, В.Комочков mailto:vkvvk@mail.ru


Игорь Ямангулов

 

Валерий, добрый день!
Мне, дилетанту в веломарафонах, слегка конфузно твоё предложение высказаться по поводу возможного их симбиоза с велотуризмом. В целом, я за то, чтобы больше народу имело больше оснований ходить в велопоходы. Дать ВелоТурМногоборцу высокого разряда/звания возможность быть включёнными (пусть даже "процентником") в группу рафинированных "велопоходников", идущую на маршрут 3-4-5 к.сл. - я "за". Но П.П. прав, это норма "Правил проведения спортивных походов", и не велотуристам её вводить.
Что касается рандоннёров, засчитывать велопробег опытом категорийного велопохода или нет. Ни в одном виде туризма нет такого Определяющего Фактора - "скоростное прохождение маршрута". Можно нагрузить МКВМ положением о скоростных веломаршрутах/велопоходах, но оно, на мой взгляд, останется невостребованными, превратятся в балласт Методики. На VeloMKK я говорил, что случаи скоростных протяжённых, именно велопоходов, явления пока единичные, и создавать для них специальный раздел в Методике Категорирования - дело, видимо, преждевременное. Конечно, следует принимать во внимание и то обстоятельство,что участие в веломарафоне, всё-таки, индивидуально, а в спортивный походидёт группа. Правила проведения для марафонов и спортивных походов совершенно разные.
Как вариант решения поставленной тобой задачи (создать условия для сближения тех и этих) могу предложить, разве что, такую норму. Участие в веломарафонах приравнивать к скоростным одиночным велопутешествиям, с элементами (таких-то) категорий трудности. Рекомендовать МКК выдавать рандоннёрам соответствующие справки о зачёте таких велопутешествий. Но, по действующим правилам, справки выдаются на основании отчёта (пусть даже устного, для невысоких кат.сл.) о совершённом походе/путешествии. Будет ли кто-то из рандоннёров с этим связываться? Найдутся ли среди них желающие оформлять справки об участии в расчёте на умозрительную перспективу когда-нибудь на основании этих справок войти в состав группы велотуристов и сходить в сложный велопоход? Разряды по спортивному туризму на основании справок о путешествиях не оформляются.
С уважением Ямангулов Игорь


Андрей Безызвестных - председатель (с 2003г.) велоклуба "Нева-марафон"

 

Вижу, что хотите устроть некое шоу с флагами и речами. Мне лично ничего

КП Mortagne - ПБП-03


такого не надо. Как не нужны и оборудованные КП. А психологический барьер перед большой незнакомой дистанцией преодолевается группой, которая заранее договаривается о движении. Либо монолитно, либо сборно-разборно. Что мы и сделали в 2002 году. Никакой подготовки КП, никаких орг. затрат и все довольны. Пока спорт комитет не признает веломарафон спортом никак иначе нельзя. Пару лишних кило на спальник и палатки и усе.
Почему не ездить-то?
Может это такой русский стиль.
Конечно палатки в рюкзаке и отсутствие подкорма на дистанции отпугивают некоторых изнеженных Францией товарищей, но после приобретения небольшого опыта начальной тур. подготовки все легко.
А.Без.

------------------------------------------

MGGC> Добрый день, Валера! Добрый день, коллеги-велотуристы!

Медведи Московского зоопарка улеглись в берлоги спать - не будем им
уподобляться и рассмотрим важный теоретический вопрос. Это вопрос, который меня беспокоит с тех пор, как я узнал, что веломарафоны явлляются частью велотуризма. И даже всероссийский веломарафон кто-то записал в некий всероссийский календарь.
На руинах советского спорта и спортивного туризма кое где сейчас выросли зеленые ростки здоровой жизни. Как и в природе если растение дикое - то один результат, если культурное - другой. Кроме простого полива нужно растение правильно классифицировать и не смешивать виды.

"Спортсмен" Alpo Kuusisto на самокате перед стартом ПБП-03

Простой здравый смысл подсказывает, что веломарафоны имеют все признаки спорта. Это фиксированная дистанция и отсечка времени. Стартовый протокол наконец. Даже написанный вверх ногами он останется стартовым протоколом. Кокетство сязанное с результатами мне просто не понятно.
Сегодня мы-это приставка к велотуризму. Общее у нас это только рюкэак.

С любительским велосипедным спортом общего гораздо больше. И наконец немного несчет полива. У нас в Питере 3 года строят комплекс крытых велотреков. Москва на зто сооружение выделила поначалу 1 млрд рублей. Это велоспорт. Теперь посмотрим а где же наш дорогой велотуризм? В Питере спортивного велотуризма просто давно нет.
Очень интересно мнение участников. Мы же не вечно будем пребывать в переходном периоде. Только государство может развивать любительские виды спорта. Наша задача подготовить для этого почву.
Ура.
--------------------------------------------------------
Бревет в моем понимании являеться международным спортивным праздником. Поскольку нам недвусмысленно дают понять, что у нас зто не получается, следует признать все ранее заявленные российские бреветы таковыми не являються.
В течение этого сезона думаю нужно подготовить строгую концепцию российского бревета. А уже на 2003 год выложить парижанам конфетку, а не г. на палочке.
АБЕз.
-----------------------------------------------

Здравствуйте коллеги. Отвечаю по теме.

> От велоспорта наши веломарафоны отстоят ещё дальше.
> Третьего же пока не дано. (Не говорим о байковском триале)

Вот эти самые наши веломарафоны и есть это третье.
Это отдельный вид спорта, который должен иметь государственную поддержку.

Классификация в веломарафонах конечно нужна, но только после отделения от этих бесконечных туристических велокомиссий.
Развите наш вид спорта получит только после отделения от туризма с его вечными проблемами.

Андрей.

 


Борис Надер

 

Привет всем

Валерий Анатольевич опять за старое...

Этот вопрос дискутировался в ОРИОНЕ года два назад. И большинство из
марафонцев высказалось против.
Повторять все доводы не хочу: марафоны и велопоходы - это две большие разницы. И не нужно их смешивать

Всего хорошего, Борис Надер mailto:nader@interdacom.ru

Здравствуй, Анатольевич

ВК> Вопрос ставился в позапрошлом году на заседании МКК ВВК "Орион"
ВК> Протопоповым в связи с новыми течениями в ТССР и отчасти в связи с ВК> кадровыми проблемами комплектования СП 4-5 к.с. Тогда я сам был против. Вопрос ставился не только в позапрошлом году и не только на заседаниях МКК. Это обсуждалось на многих выездах в пойму. В моем присутсвии - не один раз.

ВК> Марафонцев же подобными вопросами мы пока не загружали из-за
ВК> преждевременности.
ВК> Хотелось бы услышать хотя бы парочку принципиальных, противоречащих
ВК> современным Правилам организации и проведения СП, разниц. Разниц, противоречащих правилам СП, наверное, нет. Не углублялся я в те правила. А вот противоречия с идеями проведения марафонов имеются. Тебе их уже неоднократно высказывали.

ВК> Учитывая, что питерский стиль даже ночёвки в палатках предусматривает.
А наш стиль? Или полевой базовый лагерь сойдет за кемпинг? Палатки на пробеги с собой мы пока не таскаем, это правда. Палаток подходящих нет. Да и недалеко катаемся.

ВК> А то, что отчёты рандоннёры не пишут, так то рандоннёры.
ВК> Мы же говорим о современных направлениях развития отечественного
ВК> спортивного
ВК> туризма. Вот это, действительно, не стоит смешивать.
ВК> По их Правилам мы с ними и играем. У нас же Правила определяет ТССР и
ВК> его Комиссии.

ВК> И какую же альтернативу можно присоветовать Российской велокомиссии?
ВК> Считать движение, охватывающее два с лишним десятка городов России,
ВК> самодеятельностью чудаков и временным явлением, не стоящим внимания?
И про это уже был разговор. Это вполне самостоятельный вид. Отличающийся
и от велогонок и от спортивных походов.
ВК> Я думаю, что идея уже созрела до конструктивного обсуждения.
Идея дозрела. Но до конструктивного обсуждения.
А идея накатать на марафонах мелкие категории, чтобы потом ходить в
большие в походы...


--
Всего хорошего,
Nader mailto:nader@interdacom.ru

 


Михаил Гаврилов

 

Валера, как видишь, не так уж много откликов на твое предложение.
И те - не ласковые.

Пожалуй, по сути я соглашусь с Андреем Безызвестных, что марафоны -
это третий путь. Это отдельный вид. С туризмом этот путь связан, но
это - не сам туризм.

На мой взгляд веломарафоны - это спорт с элементами туризма.

Нужны ли разряды по веломарафонам. Наверно - да. Как их присваивать?

Можно выделить веломарафоны в категории сложности. Можно присваивать по ним разряды и т.п. (Кстати, и разработка категорий здесь куда проще, чем в туризме. У нас еще в 1980-е такие нормы были разработаны, могу порыться - достать. Только там, естественно, дистанции не укладываются в прокрустово ложе французских чисел 200-300-400-600 и т.д., а охватывают весь возможный спектр дистанций).

Но как это связать с туризмом?

Вообще, почему в туризме нужно пройти, скажем, 3-ку, чтобы иметь право пойти в 4-ку? Да потому что опыт нужен. А опыт в прохождении марафона в 700 км и тот, что нужен для велопохода в горы, совершенно разный. Он гораздо более разный, нежели опыт туристических походов вело- и пеших.

Кроме того принципиально, что веломарафон - мероприятие для отдельных велосипедистов, а туризм - для групп.

То есть, даже знаменитый подход про "туризмбезвидов" менее неразумен, чем объединение марафонов и велопоходов в один вид. Это разные виды.

Тем не менее, в смысле "общей крыши", есть примеры в спорте. Что общего между конькобежным спортом и фигурным катанием? Только то, что и те, и другие - на коньках. Но оба этих видов спорта идут под эгидой союза конькобежцев. Поэтому я не вижу ничего ужасного в том, чтобы марафоны проводились под эгидой ТССР и спортивные разряды были бы ею утверждены.

Теперь, зачем все эти разряды нужны?
Вероятно затем, чтобы на начальных ступенях развития люди могли бы сравнивать себя с другими, гордиться своими достижениями, повышать уровень. На высоких уровнях это уже не так важно, там в большей степени используются имена собственные. (Например, в альпинизме список покоренных вершин скажет куда больше формального разряда.)

Так что, давай попробуем разработать нормы категорий сложности
веломарафонов, присвоения по ним разрядов по веломарафонам. Но как отдельной методики.

А к Методике категорирования спортивных походов это, на мой взгляд, не относится.

Всего доброго, Михаил.


BREVET - о различии понимания этого слова

Привет, Миша!

> Готовя английскую версию сайта в очередной раз убедился, что не могу
> найти на ангоязычных сайтах аналога слова "марафон".

Дословно веломарафон - cycling marathon. Что-то даже не замечал, чтобы его на сайтах не использовали.

> Есть "бревет", но вроде бы бревет это именно подготовительные дистанции
> (200-600).

Нет, тут некоторая путаница терминов. Дословно французское слово "brevet" означает "патент", "регистрация", "лицензия". То есть применительно к марафонам означает "зарегистрированное, запатентованное обустройство марафона". Именно его обсустройство, а не сам марафон и не дистанция.

А в русской терминологии, дабы не путать с "веломарафонами спортсменов на 50 км" (а ведь есть такое!), для наших поездок употребляется термин "супервеломарафон". Кстати, в классическом беге "супермарафонами" называются марафоны на дистанции 50 и более км, наиболее известна дистанция 100 км.

Всего доброго, Михаил Каменцев.

------------------------------------------------
Здравствуйте, коллеги.

Да. эта проблема преследует постоянно. Поэтому я и перемежаю постоянно эти термины, дабы у нас "бреве(т)" (т = не произносится) и "марафон" (велотуристский!) воспринимались однозначно.
Brevet - это квалификационный велопробег, т.е. сопровождаемый определением времени пробега и каким либо дипломом, справкой, медалью и т.п. Поэтому к ним относятся и 200 - 1000, и пробеги 1200 и более, если они совершаются по правилам BRM (Brevets Randonneurs Mondiaux).

Будем считать термин "бревет", понятный рандоннёрам, как бы, "для служебного пользования".
А для обихода всем понятный "велотуристский марафон" (всё же надо его
отличать от велоспортивного марафона).

Всего доброго, Валерий Комочков

 

Наверх